Интересно

О священниках и богатстве…

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге священник Константин Пархоменко. Просмотры: 12561

О священниках и богатстве…

Много реплик вызвала публикация о доме, который построил священник. С него начинается этот очерк.

Наша читательница Снежанка в комментарии пишет:
А все же если священник учит других нестяжательности, скромности, то сам не имеет морального права перед своими прихожанами так жить. Это вам любой адекватный человек скажет — вы на улице поспрашивайте. Я за то, чтобы священник имел машину скромную, имел все, что необходимо его семье, но не более того. Помните пророчества Лаврентия Черниговского, других святых? Они говорили, что духовенство последних времен будут очень сребролюбиво. Конечно, есть и настоящие батюшки, на них все и держится.

Похоже, остаться в стороне от этого вопроса мне не удастся, подумал я. Так родился этот очерк.

1
Итак, первое, с чего нужно начать наш разговор, что стяжательство и сребролюбие – грех. Грех абсолютно для всякого человека, хоть священника, хоть финансиста. Если слишком большую часть жизни занимает желание хорошо устроиться, иметь деньги и красиво жить – это грех.
Но если богатство приходит, в силу твоей работы (бизнеса), в силу твоего происхождения (аристократическое происхождение и хорошее наследство) и т.д., то ты не должен от него отказываться, а должен им правильно распорядиться. Раздать или отказаться – попросту глупо, правда, если ты не собираешься стать монахом.

А вот как ты им распорядишься, и показывает: сребролюбец ты, то есть, поражена твоя душа этим недугом, или нет.

Среди прихожан нашего храма есть люди состоятельные. Причем встречаются такие люди двух категорий.

Одни помогают своими деньгами храму, малоимущим людям, помогают воскресной школе, приюту, действующему при нашем храме, осуществляют какие-то социальные проекты.
Может быть, кто-то скажет, что лучше было бы им все свои заработанные деньги раздать бомжам или отдать в какую-нибудь больницу? Но бомжи (люди, зачастую не желающие трудиться) были и будут всегда, а деньги, отданные в больницу, школу и проч., до детей скорее всего не дойдут, а будут разворованы.
Эти люди, которые хорошо живут, но которые значительную часть своих средств, кстати, заработанных большим трудом, тратят на других – сребролюбцы они или нет?

И я знаю других состоятельных людей, которых можно назвать и богатыми, но которые все свои деньги оставляют для себя и своей семьи. Для них расстаться с деньгами – большое мучение. Они все время отговариваются, что помогать каким-то проектам готовы, но только не сейчас, что деньги вложены, что нужно что-то купить, что-то выплачивать и проч… Им тяжело расставаться с деньгами, и они мучаются от этого… Иногда даже каются в этом, но потом жадность и сребролюбие побеждают.

Итак, вопрос стяжательства лежит не в сфере обладания каким-то имуществом, а в сфере нравственной. Сребролюбие – это состояние души.

Сребролюбцу сложно начать помогать другим, даже если у него миллион долларов, а кто-то помогает и с сотней рублей в кармане.

Скажите, если сравнить роскошные дома первой категории состоятельных людей (спешащих помогать другим) и другой категории (жадных), то можно ли сделать какой-то объективный вывод о их сребролюбии, или стяжательности, глядя на их дома? Нет, потому что вопрос не в том, чем мы обладаем (да хоть дворцом и личным самолетом), а в том, как мы к своим средствам относимся. Считаем ли деньги идолом своей жизни, своим богом (как сребролюбцы) – или приятным дополнением к жизни, тем более, что при их помощи мы можем творить добрые дела.

2
И вот то же самое можно сказать теперь о священниках. Сребролюбие и стяжательство – грех для всех людей, в первую же очередь для священника, который должен быть примером для других людей.
Но мы сейчас установили важную вещь: сребролюбие – категория нравственная. Обладание чем-то или необладание не говорит о сребролюбии и стяжательности человека. Отец Иоанн Кронштадтский носил очень дорогие рясы (не только шубы, что еще можно было бы понять, а и рясы), кресты с драгоценными камнями. Это смущало некоторых лиц. Отец Иоанн отвечал: «Я долго сомневался, могу ли оставлять у себя такие дорогие подарки, а потом понял, что если я буду их отдавать, то обижу людей, которые мне эти подарки сделали».

Если мы смотрим на священника, у которого дорогая машина, загородный дом, то это никаким образом не говорит о греховном устроении его души. Так же, как если священник живет в покосившемся домишке, а его дети бегают в обносках, это тоже не говорит о том, какой он подвижник и аскет. Второй священник может быть и стяжателем в душе, но вот никто ничего не дает ему, и он сидит и злится, и вынужден довольствоваться тем, что есть. А первый священник может пользоваться любовью прихожан вполне заслуженно. За свои труды по восстановлению храма, по налаживанию приходской жизни, по работе, которую, не щадя сил и времени, отдавая самое ценное, что у него есть, – саму жизнь, осуществляет для людей.

Я хочу повторить еще и еще раз вот что: то, что мы видим, никоим образом не говорит о том, сребролюбец и стяжатель человек в душе или нет. Нам нужно смотреть в свою душу, а не в чужую. Думать о своих грехах, а не предполагать грехи в других. (Тем более, что опыт показывает, что чаще всего человек видит в других те грехи, какими сам болеет.)

3
Теперь о том, вообще может ли священник хорошо жить, или это не согласуется с его священническим званием.
Я считаю, что священник может жить хорошо. Не забывайте, что мирской священник – не монах. Он не давал обетов о нестяжании. Всякому человеку хочется хорошо жить, что же плохого в желании и священника иметь свою квартиру, свою дачу, иметь возможность дать то образование детям, которое он считает нужным, иметь возможно куда-то поехать и отдохнуть с любимыми людьми – семьей?
Что касается детей священника, так это вообще отдельная тема. Дети путь священства не выбирали – это наш выбор и наш путь. Поэтому дети не должны нести наши обеты и принципы бессребреничества, если для кого-то это принцип. Когда вырастут – пусть свой жизненный путь выбирают, а лишать их того, что имеют сверстники, навязывать им наш аскетизм – по крайней мере странно.

4
Еще одно хочется сказать: Даже если вы видите у священника что-то, что кажется вам излишеством, не дерзайте судить – вы не знаете, по какой причине у него это «излишество».
Вспоминаю, как в то время, когда мобильные телефоны только завоевывали рынок (по-моему в 2001 году), настоятель Казанского кафедрального собора в нашем городе купил мобильники для всех служителей храма. Он сказал: «Отныне чтобы телефон был всегда при вас. Я хочу иметь возможность связаться к каждым в любое время».
Ритм жизни кафедрального собора большого города предполагает очень большую четкость и слаженность всех трудящихся там, сам там служил и знаю.
Знаю и то, что кто-то сплетничал об этом: «Ничего себе там зарабатывают, если даже у чтецов мобильники…»

Вы не знаете, почему священнику подарили загородный дом. Я, например, знаю такую историю. У одного человека жена попала в тоталитарную секту и ее там превратили практически в зомби. Муж в отчаянии, от помощи все отказались. И вот этот человек прибежал в храм. И священник, не думая ни о каком вознаграждении, а просто исполняя свои обязанности (которые священнослужители, в общем, исполняют каждый день), начал процесс возвращения жены к нормальной человеческой жизни. Полгода продолжались эти труды, и жена вернулась в семью к мужу и детям. Счастливый муж, который мог себе это позволить, умолял батюшку принять в подарок небольшой загородный дом.

Вот и про этого священника, с которого началось наше обсуждение, который построил красивый дом и отгородил себе пляж, мы ничего не знаем. Может быть, это очень достойный человек, а может, и совсем недостойный. Но не знаем – не будем и судить, а лучше посмотрим на свою душу.

Снежана пишет: «Я за то что бы священник имел машину скромную, имел все, что необходимо его семье». А что необходимо семье? Иметь квартиру, дачу, иметь возможность отдыхать с семьей и давать образование детям… Вот что должно быть у каждого человека. И если любой нормальный человек (и священник в том числе) строит дом – если есть у него такая возможность и имеет возможность построить не маленький домик, а если ему нужно, дом большой и красивый – так и слава Богу.

Про машины тоже вопрос. Какую Вы считаете машину приемлемой для священника? Жигули? Опель-гольф?
Я писал про своего друга, психолога, которая разбилась на машине: http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=431.
Разбилась она потому, что на ее новенькой корейской KIA не сработала подушка безопасности. У меня нет машины, но если она у меня когда-нибудь будет, это будет такая машина, в которую мне не страшно будет посадить своих близких (только, умоляю, не надо меня считать за идиота и объяснять, что и хорошие машины разбиваются и люди в них гибнут).

Понятно, что есть марки машин нескромно дорогие, так называемый класс люкс. Может быть, такую машину в самом деле иметь нескромно. Но даже и в этом случае я не знаю всей истории – почему священник ездит на такой машине, и никогда не осужу его.

И последнее. Про пророчества преп. Лаврентия Черниговского:

Наступает последнее время, когда и духовенство увлечется мирским суетным богатством. Они будут иметь машины и дачи, будут посещать курортные места, а молитва Иисусова отнимется! Они и забудут о ней! Потом они сами пойдут не той дорогой, которой нужно идти, а людей малодушных поведут за собой! Но вы будьте мудры и рассудительны. Красивые их слова слушайте, а делам их не следуйте!
И вам я говорю и очень сожалею об этом, что вы будете покупать дома, убивать время на уборку больших красивых монастырских помещений. А на молитву у вас не будет хватать времени, хотя давали обет нестяжательства!

Тут нужно отметить несколько моментов.

1
Это был достойный старец (он прославлен в лике святых как местночтимый Украинской Церкви), но не лишенный крайностей в своих пророчествах. Например, преп. Лаврентий всем предсказывал, что пришествие антихриста состоится на веку его учеников. Сам старец почил в 1950 году, и сегодня умерли практически все его ученики. Тем более, мы знаем, что Священное Писание и Предание запрещает нам высчитывать сроки наступления конца света.

2
Пророчество старца о духовенстве касалось монастырского духовенства. Отсюда и слова про молитву Иисусову. Монах получает при постриге послушание творить эту молитву, а, скажем, мирской священник совсем не обязан это делать.

3
При чем тут машины и дачи? Впрочем, для монахов про дачи актуально, а про машины смешно. Какая разница: лошадь, велосипед или машину имеет человек – это просто средство передвижения. Для священника в сельской местности машина просто жизненно необходима. Нас, городских священников, выручает метро.

4
Насчет курортов просто смешно. Любой врач скажет, что человек должен отдыхать и следить за здоровьем. Восстанавливаясь на отдыхе, тот же священник будет выполнять свое служение более активно и на протяжении большего времени. Тем более, что у мирского священника есть семья, перед которой у него тоже есть обязательства, и детей надо, если есть возможность, вывезти на море. Что ж, семья, которая практически не видит своего отца и мужа целый год, и во время отпуска не может с ним провести время?

Так что, признавая полезность подобных предупреждений – они помогают нам помнить о духовных приоритетах нашей жизни, – слепо принимать эти пророчества за истину в последней инстанции не следует. Это просто мнение уважаемого старца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели